Статьи

Что делать если ребенок плохо учится (не хочет учиться)

Сейчас запрос к психологу, связанный с проблемами в учебе детей, один из самых частых. Давайте рассмотрим возможные причины таких проблем.
1. Атмосфера в семье

Дело в том, что для нормального усвоения знаний нужна спокойная безопасная обстановка. Если в семье не все гладко (скандалы, кризис, финансовые проблемы), т.е. атмосфера напряженная, нервная естественно это будет отражаться на ребенке. Здесь нужно разбираться индивидуально с психологом.

Но зачастую бывает так, что именно учеба ребенка является причиной семейного стресса. Начинается все с того, что ребенок не может что-то понять по учебе, родитель пытается объяснить, ребенок все равно не понимает, родитель раздражается, повышает голос, от крика ребенок нервничает, он в тревоге, в результате еще хуже понимает. Круг замкнулся.

Когда мы в состоянии тревоги, мы не можем нормально усваивать информацию. И это касается не только тревоги, а любой сильной эмоции.

Чувства обиды и злости у ребенка также забирают энергию, которая могла пойти на развитие.

Я по себе знаю, когда в неспокойном эмоциональном состоянии, не могу глубоко погрузится к какую-то тему, усваивать новую информацию.

Тем более это относится к детям, они по природе своей более эмоциональны, импульсивны им сложнее концентрироваться, тем более это невозможно в состоянии тревоги.

Чем выше критика и давление, тем ребенок дальше от хорошей учебы.

Итак, родителю следует обеспечить спокойную обстановку для занятий.

Поработать над СВОИМ эмоциональным состоянием: почему сложно реагировать спокойно на ошибки или трудности ребенка. Возможно дело в собственном детском опыте. Или есть завышенные ожидания от ребенка.

Нужно отметить, что для успеха важен не столько интеллект, сколько эмоциональная устойчивость, вера в себя и свои силы.

Когда мы принимаем и поддерживаем ребенка мы даем возможность развиться этим качествам.

Когда критикуем, давим, кричим, тревога тормозит развитие, появляется стыд, страх, негативное представление о себе.

Решение:

Можно делегировать занятия с ребенком второму родителю, если ему это легче дается или договориться о занятиях с учителем или репетитором.

Проработать с психологом над своими установками и ожиданиями.
2. Атмосфера в классе

Может быть, что в семье все хорошо, но есть проблемы в школе с учителем или одноклассниками.

Тут работает тот же механизм: чем выше тревога, тем хуже мы воспринимаем и усваиваем информацию.

Следует отметить, что не обязательно должен присутствовать явный "буллинг" в классе или конфликт с учителем. Ребенок может быть просто высокочувствительным, застенчивым, когда сложно влиться в коллектив, выходить к доске. Здесь очень важна помощь и поддержка учителя.

Решение:

Установить контакт с учителем, чтобы он помог ребенку в адаптации к учебе, в налаживании отношений в классе.
Дополнительно может понадобиться поддержка психолога.
3. Увлечение гаджетами

В современном мире зависимость детей от гаджетов является весьма распространенной проблемой. Если у ребенка эта проблема присутствует, не стоит удивляться, почему у него снижена концентрация внимания и отсутствует интерес к учебе.

Причин, почему залипание в гаджете перекрывает интерес к учебе несколько:

- интерфейс гаджета максимально не похож на интерфейс учебника; в гаджетах ребенок постоянно перескакивает с картинки на картинки, всплывают новые сообщения, реклама, яркие цвета и музыка – все это не способствует навыкам концентрации внимания и глубокого погружения в текст, что требуется от школьника, в результате мозг привыкает к гаджетам, формируется клиповое мышление и заниматься по учебникам становится невероятно трудно;

- у нашего мозга есть лимит по объёму информации, которую можно нормально усвоить и переработать, из-за сидения в гаджете дети пропускают через себя огромное количество информации (да, она пустая и забывается буквально сразу, но мозгу это не важно, главное объём превышен), происходит информационный перегруз и школьную информацию мозг уже не может усвоить;

- чрезмерная стимуляция, которую используют разработчики игр и приложений, ведет к тому, что учеба в школе воспринимается как невероятно скучная, ребенок не может получить от нее никакого положительного подкрепления и начинает испытывать отвращение (это как с пресной пищей, людям, привыкшим к соусам и специям она кажется ужасной).

Подробная информация о том какие ухищрения используют разработчики, чтобы у пользователя сформировалась зависимость от игр и приложений и почему они не дают гаджеты своим детям раскрыта в фильме «Социальная дилемма».

Решение:

Убираем гаджеты. Можно только 1 раз в неделю, в выходной играть в 1 качественную компьютерную игру. Никаких "видосиков", "тиктоков", игр в телефоне.

В свободное время можно: гулять, спорт, рисование, пластилин, поделки, книги, аудиокниги, конструкторы, настольные игры, качественный контент (хорошие фильмы, мультфильмы, передачи о животных, истории, путешествиях, географии и т.д.).
Итак, для нормальной учебы в школе нужно следующее:

- спокойная атмосфера в семье, поддержка родителей;

- спокойная, дружеская атмосфера в классе;

- отсутствие зависимости от гаджетов.
2024-02-08 17:00